ФаноманияУлетные видосы каждый день!

Американская художница о французской глубинке: Как она видит провинцию

Элизабет Нурс современники называли «первой женщиной-художницей Америки». Конечно, она была не первой, но одной из самых известных – однозначно. На родине ей не помешало даже то, что работала она преимущественно во Франции.


Американская художница о французской глубинке: Как она видит провинцию
Автопортрет 1892 года

Элизабет Нурс родилась 26 октября 1859 года в Маунт-Хелли, штат Огайо, в районе Цинциннати. Она и ее сестра-близнец Аделаида были младшими из десяти детей в большой католической семье. Из 10 детей только три сестры дожили до взрослых лет. С 15 лет она посещала Школу дизайна Макмикена в Цинциннати (сейчас Художественная академия Цинциннати) и была одной из первых женщин, допущенных к занятиям, которые там вел известный художник Томас Саттеруайт Нобл.

Американская художница о французской глубинке: Как она видит провинцию
Портрет кисти Нурс Бенна Питмана, под руководством которого она изучала резьбу по дереву и декоративные ремесла в Цинциннати. Он также женился на сестре Аделаиде

Учеба длилась 7 лет, и по ее окончании девушке предложили преподавать в этом учебном заведении. Но Элизабет отказалась, так как хотела сосредоточиться на работе художницей. Один из репортеров писал о ней так: «Если все признаки не подведут, или она не выйдет замуж и не предаст себя забвению, мир еще услышит об этой девушке».

Сестра-близнец вышла замуж, и самым близким человеком для художницы стала старшая сестра Луиза. Девушки жили вместе. Элизабет работала, Луиза занималась решением всех бытовых вопросов, а также стала своего рода менеджером и поверенной в делах. В 1882 году умерли и отец, и мать Элизабет, после чего она с сестрой на год переехала в Нью-Йорк. Меценат оплатил ей учебу в Лиге студентов-искусствоведов. В 1883 году сестры Нурс вернулись в Цинциннати, где художница писала портреты и занималась дизайном интерьеров. Благодаря продаже картин и помощи меценатов Элизабет много путешествовала с сестрой. Со временем она стала хорошо зарабатывать.

Женщина с арфой (1887) Художественный музей Цинциннати

В 1887 году сестры Нурс переехали в Париж. В Париже Элизабет посещала Академию Жюлиана, где училась у Гюстава Буланже и Жюля Лефевра. Эта школа занималась обучением женщин, которых в то время принимали не во все учебные заведения. Особо больным вопросом с точки зрения морали того времени для женщин была работа с обнаженной натурой. Для стыдливых посетительниц в школе даже был оборудован отдельный вход. Затем Элизабет открыла свою студию. Самые известные работы художницы написаны во Франции.

"Девушка-рыбачка из Пикардии" Смитсоновский музей американского искусства

Мать (1888) Художественный музей Цинциннати

В Париже Нурс подружилась с известной художницей Мэри Кассат и была президентом двух женских художественных организаций: Американской ассоциации художниц Парижа и Лиги искусств Лодж. Надо заметить, что ранее отношение к женскому творчеству часто было менее серьезным. С одной стороны женщин менее охотно обучали, так как небезосновательно считали, что многие из них потом все равно выйдут замуж и забросят занятия живописью, погрузившись в семейную жизнь. С другой стороны из-за морали того времени могли возникать проблемы с написанием обнаженной натуры, особенно обнаженных мужчин. Да и просто некоторый снобизм в отношении художниц в патриархальном обществе все-таки присутствовал даже в 20 веке, хотя ситуация и менялась.

Этюд с двумя крестьянками (1891) Музее искусств колледжа Колби в Уотервилле, штат Мэн

Нурс стала одной из нескольких известных художниц, которые стали символом женщин нового времени – успешных, независимых, которые не стремились непременно выйти замуж, а ставили на первое место карьеру и собственное творчество. Такими были в том числе соотечественницы Элизабет Эллен Дэй Хейл, Мэри Кассат, Элизабет Коффин и Сесилия Бо. В России – например, первая женщина среди передвижников Эмилия Шанкс. Нурс была первой американкой, избранной в Национальное общество изящных искусств. Одну из ее работ купило Французское правительство.

Счастливые дни (1905)

Бретонский интерьер (1907)

Во время Первой мировой войны многие американцы, жившие и работавшие во Франции, уехали из страны. Нурс осталась в Париже, помогала беженцам и собирала для них пожертвования среди своих знакомых в США и Канаде. В 1921 году она была награждена медалью Лаэтаре за «выдающиеся заслуги перед человечеством» - ежегодной наградой Университета Нотр-Дам в Индиане. В 1924 году художница перестала выставлять работы на выставках, хотя картины писать не прекратила.


В 1920 году художница провели операцию по удалению рака молочной железы. В 1927 году умерла любимая сестра Луиза. Элизабет Нурс надолго впала в депрессию. В 1937 году рак вернулся. Художница умерла в 1938 году.

Голова алжирца, 1898. Музей американского искусства Новой Британии

Церковь Св. Франциска Ассизского (1890)

Элизабет Нурс зарабатывала портретами на заказ, но сама предпочитала изображения женщин и детей. Самые известные работы художницы написаны во Франции. Чаще всего ей позировали крестьянки и их дети. Так появился пасторальный образ французской глубинки. Надо заметить, абстрагируясь от творчества конкретно этой художницы, что в то время портреты детей, симпатичных девушек (особенно где лицо крупным планом, их в России еще называли "головками"), милые житейские сцены весьма неплохо продавались, поэтому работы Нурс покупали весьма бойко. Также хорошо продавались пейзажи, особенно морские (их художница тоже иногда писала). А картины "на злобу дня" в стиле русских передвижников западным покупателям были не столь интересны. Картины Нурс осели во многих американских музеях, а также частных коллекциях.

Некоторые другие картины художницы

Церковь в Волендаме (1892) Частная коллекция

Первое причастие (1895)

Урок шитья (1895)

Летние часы (1895)
скачать dle 12.1

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив